Неизвестный гений сибирского рока
Группа Промышленная Архитектура существовала меньше года, и было это
тому назад двенадцать лет. Все кончилось 22 апреля 1989 года, в день
рождения Ленина, когда погиб Дмитрий Селиванов -- гитарист,
вокалист, лидер и основатель группы. Параллельно -- гитарист первого
состава Гражданской Обороны. До того -- гитарист и один из
основателей "Калинова Моста" (откуда изгнан за нежелание играть по
канонам), участник "Путти" и многих других, сейчас уже полностью
позабытых новосибирских групп. Самый, пожалуй, загадочный и
недопонятый человек в истории сибирского условно говоря панка.
На самой известной из немногих сохранившихся фотографий Селиванов
стоит на сцене с гитарой, большой, аккуратно причесанный, в обычных,
не сценических джинсах и куртке, и смотрит куда-то сквозь скрывающие
глаза затененные очки. Лицо спокойное и сконцентрированное. Удивляет
странное для гитариста ГО самого панковского периода полное
отсутствие цепей, гребней и прочей аттрибутики. По текстам песен,
предельно сжатым и лаконичным, как надрез хирургического скальпеля,
по единственному интервью, взятому у Селиванова в 1988 году Романом
Неумоевым, представляется человек вежливый и корректный, но как бы
наделенный заданием. Иными словами, человек, который знает, что он
должен делать и куда идти, и идет к одному ему видимой цели,
сосредоточенно, обращая мало внимания на попутные пустяки и
додумывая при этом все вещи до самого конца -- сколь бы страшным и
разрушительным не оказался этот конец. Впрочем, это только
догадки. Очевидцы описывают его интровертом, и еще вспоминают
фантастические селивановские гитарные импровизации. Собственные его
слова: "я два раза одинаково одну вещь не играю".
Смерть Селиванова всколыхнула до основания тогдашнее андерграундное
сообщество. "Он истек надеждой и всем, чем мог, а все вы остались
такими же" -- это о нем; о нем же "никто не знал, что так будет
смешно". Первый номер самиздатского журнала Контркультура начинался
с блока материалов, посвященного его памяти. Времена были горячие и
суматошные. До собственно музыки дело не доходило: единственное, что
сказано про студийный альбом Промышленной Архитектуры в траурной
статье -- это что "оригинал альбома утерян". Потом пришли другие
герои. В каком-то смысле Селиванову повезло -- он так и не стал
известен широким подростковым массам, избежал переваривания
шоу-бизнесом и не превратился, как Цой или Башлачев, в объект
бессмысленного, всепожирающего некрофильского культа.
Теперь, когда утерянный студийный альбом вместе с живой записью
декабря 88го года издан на компакт-диске лейблом Ур-Реалист, можно
отстраниться от легенды и послушать музыку как она есть. Помимо
холодной энергии и какой-то прозрачной, запредельной
целеустремленности в этой музыке поражает ее актуальность,
адекватность мировым стандартам. Альбом не устарел и сейчас, через
двенадцать лет после записи. Поставленный в контекст конца 80-х, он
оказывается очень близок всему тому маргинально живому, что еще
оставалось тогда в западной музыке. Отставания по времени
практически нет. Удивительным образом, пребывая в сравнительной
изоляции в далекой от центров Сибири, Селиванов знает и
разнообразные коллективы "новой волны", и индустриальную музыку. Но
прежде всего он адекватен самому себе. Этим Промышенная Архитектура
отличается от бесчисленных московских, питерских и пр. деятелей,
которые тогда (да и сейчас) подавали себя как "индастриел", а
звучали, как рабское подражание третьесортным западным образцам.
Трудно поверить, что Селиванов слышал основателей индустриала;
скорее всего, он тоже пользовался весьма выхолощенными копиями вроде
модной тогда на Западе группы "Einsturzende Neubaten". Однако с
безошибочным вкусом он берет из имеющегося ровно то, что ему нужно,
и наполняет довольно бессмысленные механические формы своим
экзистенциальным, метафизическим содержанием. В этом видна коренная
российская традиция -- тщательно отбирать лучшее, что производит
европейская промышленная цивилизация, и пересоздавать его с
"загадочной славянской душой". Вся загадка которой, как известно,
состоит в том, что у нас она есть.
В качестве оформления компакт-диска использованные найденные на сети
фотографии промышленной архитектуры ЮАР: стальные конструкции,
стеклянные перекрытия и отражающееся в них бесконечное, синее,
прозрачное небо.
Мужкой Танец (Новосибирск) -- "Последняя Пощечина/Карманный Лебедь",
"Осеннее Платье", Ур-Реалист Рекордс, 2000; записи 1989-90 гг.
"Промышленная Архитектура" была личным проектом Дмитрия Селиванова
-- когда он умер, группа как целое тем самым прекратила
существовать. Остались музыканты -- ударник Ренат "Ронни" Вахидов,
басист Олег Чеховский и другие. После трехмесячной маузы в
репетициях, они вновь собираются и продолжают играть, соединившись с
Димой Кузьминым, более известным как Черный Лукич. Новый проект
получил название "Мужской Танец". В ретроспективе ясно, что
потенциал сотрудничества был ограничен -- слишком разные музыкально
были люди из Архитектуры и Черный Лукич. Проект получился
своеобразным и просуществовал недолго, года полтора-два. Однако
многое сделать удалось. Материальное воплощение этого -- три
записанных альбома: "Осеннее Платье", "Последняя Пощечина",
"Карманный Лебедь".
Дима Кузьмин в "Мужском Танце" был только гитаристом, пел Ренат
Вахидов. Причем пел он по-английски. Сначала делали вещи
"Промышленной Архитектуры" (некоторые вошли в первый альбом "Осенне
Платье"), потом начали делать и собственные. Тексты Кузьмина
переводили на английский, и в таком виде они превращались в
песни. При всем естественном скепсисе, который вызывает подобная
операция, надо сказать, что результат получился более чем достойным
-- и по музыке, и по текстам, и по качеству английского языка.
Складывается такое ощущение, что сейчас музыканты, участвовавшие в
"Мужском Танце", воспринимают его как курьез, серьезного внимания не
заслуживающий. Иное мнение у фирмы Ур-Реалист, которая выпустила
записи на CD-R коллекционным тиражом в 99 нумерованных экземпляров,
и у слушателей, которые приняли эти альбомы неожиданно тепло.
Компакт-диска "Мужского Танца" вышло два. Первый компакт -- прошлой
осенью; составлен из альбомов "Карманный Лебедь" и "Последняя
Пощечина". Второй вышел только что -- на нем хронологически первый
альбом, "Осеннее Платье". В качестве бонуса добавлена редкая живая
запись -- три песни "Промышленной Архитектуры".
Ур-реалист.
|