Дмитрий Селиванов

"Я считаю, что панк должен нести
в себе очень сильный деструктивный
заряд для разрушения в идейном
смысле стереотипов, которые
сложились у человека, у советского,
в частности, человека, который
запрограммирован советской моралью
с детского сада. А когда он во все
влетает, его стереотипы начинают
разрушаться и он начинает что-то
понимать."

(Д.Селиванов, май 1988 г.)

Уникальная стилистическая всеядность, позволяющая ассимилировать в своем творчестве практически любую музыкальную формулу, найти ей единственно верное применение, характерная более для джаза логика спонтанного музицирования, импровизационность и непосредственность, помноженные на деструктивную, саморазрушительную энергию панк-рока - такова в первом приближении сущность творческого метода Димы Селиванова, которому он был верен всю свою жизнь.

"Я начал играть лет с одиннадцати... Играл что попало. Потом играл с Наумовым немножко - тогда это еще никак не называлось, ПРХОДНОЙ ДВОР пришел уже позже. Если хронологически - это год 79-й. Потом халтурил долго, потом подвизался в группе ПРИСУТСТВИЕ. Потом надыбал Ревякина. Он меня пригласил, все чинно. Так же чинно и распались".

Это была первая пристрелка, рекогносцировка, так сказать, перед возведением КАЛИНОВА МОСТА, правда, в ту пору его концепция не была ясна ни Селиванову, ни Ревякину и группа, называвшаяся поначалу ЗДОРОВЬЕ, а потом РАВНОВЕСИЕ развалилась после единственного концерта в декабре 1984 г.

"Полгодика я, ну, совершенно ничего не делал. Потом опять собрались с Ревякиным, правда, уже как КАЛИНОВ МОСТ. Это был 1986 год. На лето все разошлись. Потом все собрались, а я не собрался и за саботаж был изгнан."
"Одна из причин, за что я был изгнан из КАЛИНОВА МОСТА - это то, что я два раза одинаково вещь не сыграю".

Все так и было. Под началом Ревякина МОСТ, его ритмо-мелодическая основа очень быстро начали проявлять склонность к окостенению. Раз найденный удачный ход превращался в догму, характерное звучание становилось абсолютом. Не случайно МОСТ и в 1989 г. звучит точно так же, как, скажем, в 1986 - разве что сыгранности прибавилось. Селиванову это показалось слишком скучным.

"Был еще один интересный эксперимент с группой ШИФЕР - была такая группа в Академгородке и у нее была такая... свободная спонтанная музыка. Тексты тоже свободные были. С ШИФЕРОМ есть записи, но по качеству они очень средние, потому что писались на бытовой магнитофон."

"Одно время я работал с Катковым Николаем Павловичем. Мы с ним один альбомчик записали (под своеобразным псевдонимом ДИМАКОК - ред.). Половину на фонограмму текст наложили, а половину играли сами."

Следующий этап в деятельности Селиванова связан с ортодоксально-панковской формацией ПУТТИ.

"Это эпизод был. С ПУТТИ мы делали "Красный Марш" в декабре 87-го. ...У нас было времени мало, всего два месяца. За два месяца слепили мы программу, отыграли в Жиркомбинате, потом в Уфу съездили, здесь последний раз дали концерт (27.02.88 в ДК Чкалова - ред.) - и все. Мне Чиркин позвонил, сказал, мол, устали мы от твоего железного руководства, хотим играть свое. Ну, свое, так свое."

А затем была ОБОРОНА. "Мы с Егором познакомились весной 87-го года, в марте. Съездили в Омск, просто посессионировать." Год спустя постоянно реконструируемый состав ГО неожиданно развалился, и Летов дал поспешное сообщение о том, что группы больше не существует. Встреча с освободившимся после ПУТТИ Селивановым пришлась как нельзя кстати, и в апреле 1988 г. они с триумфом выступили на втором Новосибирском Рок-фестивале, доказав, что ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА поистине вечна. Естественно, что и этот союз оказался непродолжительным - в июне Селиванова сменил Джефф Жевтун, а Дима после нескольких недель ничегонеделанья собрал свой последний проект - ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ - с которой в декабре 1988 г. выступил на комаровском "Сырке" (неудачно) и записал альбом "Любовь и технология", в котором до некоторой степени реализовал высказанную некогда Лайдоном идею "анти-рок-н-ролла".

Суховатые, математически выверенные конструкции ПА были далеки от традиций сибирского рока, да и от рока вообще. Куда могла завести Диму эта неожиданно открывшаяся перед ним тропинка - нам, к сожалению, уже никогда не узнать.

(В очерке использованы фрагменты интервью с Селивановым, взятого после Н-ского Рок-фестиваля Р.Неумоевым, которое готовится к печати журналом "Урлайт", #7-89, а также материалы "энциклопедии" "Рок-сиб" В.Мурзина, опубликованной в журнале "Тусовка" #8-88).