Дмитрий Селиванов
"Я считаю, что панк должен нести
в себе очень сильный деструктивный
заряд для разрушения в идейном
смысле стереотипов, которые
сложились у человека, у советского,
в частности, человека, который
запрограммирован советской моралью
с детского сада. А когда он во все
влетает, его стереотипы начинают
разрушаться и он начинает что-то
понимать."
(Д.Селиванов, май 1988 г.)
Уникальная стилистическая всеядность, позволяющая ассимилировать в
своем творчестве практически любую музыкальную формулу, найти ей
единственно верное применение, характерная более для джаза логика
спонтанного музицирования, импровизационность и непосредственность,
помноженные
на деструктивную, саморазрушительную энергию панк-рока - такова в первом
приближении сущность творческого метода Димы Селиванова, которому он
был верен всю свою жизнь.
"Я начал играть лет с одиннадцати... Играл что попало. Потом играл с
Наумовым немножко - тогда это еще никак не называлось, ПРХОДНОЙ ДВОР
пришел уже позже. Если хронологически - это год 79-й. Потом халтурил
долго, потом подвизался в группе ПРИСУТСТВИЕ. Потом надыбал Ревякина. Он
меня пригласил, все чинно. Так же чинно и распались".
Это была первая пристрелка, рекогносцировка, так сказать, перед возведением
КАЛИНОВА МОСТА, правда, в ту пору его концепция не была ясна ни
Селиванову, ни Ревякину и группа, называвшаяся поначалу ЗДОРОВЬЕ, а потом
РАВНОВЕСИЕ развалилась после единственного концерта в декабре 1984 г.
"Полгодика я, ну, совершенно ничего не делал. Потом опять собрались с
Ревякиным, правда, уже как КАЛИНОВ МОСТ. Это был 1986 год. На лето все
разошлись. Потом все собрались, а я не собрался и за саботаж был изгнан."
"Одна из причин, за что я был изгнан из КАЛИНОВА МОСТА - это то, что
я два раза одинаково вещь не сыграю".
Все так и было. Под началом
Ревякина МОСТ, его ритмо-мелодическая основа очень быстро начали проявлять
склонность к окостенению. Раз найденный удачный ход превращался в догму,
характерное звучание становилось абсолютом. Не случайно МОСТ и в 1989 г.
звучит точно так же, как, скажем, в 1986 - разве что сыгранности
прибавилось. Селиванову это показалось слишком скучным.
"Был еще один интересный эксперимент с группой ШИФЕР - была такая
группа в Академгородке и у нее была такая... свободная спонтанная музыка.
Тексты тоже свободные были. С ШИФЕРОМ есть записи, но по качеству
они очень средние, потому что писались на бытовой магнитофон."
"Одно время я работал с Катковым Николаем Павловичем. Мы с ним один
альбомчик записали (под своеобразным псевдонимом ДИМАКОК - ред.). Половину
на фонограмму текст наложили, а половину играли сами."
Следующий этап в деятельности Селиванова связан с
ортодоксально-панковской формацией ПУТТИ.
"Это эпизод был. С ПУТТИ мы делали "Красный
Марш" в декабре 87-го. ...У нас было времени мало, всего два месяца. За
два месяца слепили мы программу, отыграли в Жиркомбинате, потом в Уфу
съездили, здесь последний раз дали концерт (27.02.88 в ДК Чкалова -
ред.) - и все. Мне Чиркин позвонил, сказал, мол, устали мы от твоего
железного руководства, хотим играть свое. Ну, свое, так свое."
А затем была ОБОРОНА. "Мы с Егором познакомились весной 87-го года, в
марте. Съездили в Омск, просто посессионировать." Год спустя постоянно
реконструируемый состав ГО неожиданно развалился, и Летов дал поспешное
сообщение о том, что группы больше не существует. Встреча с освободившимся
после ПУТТИ Селивановым пришлась как нельзя кстати, и в апреле
1988 г. они с триумфом выступили на втором Новосибирском Рок-фестивале,
доказав, что ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА поистине вечна. Естественно, что и этот
союз оказался непродолжительным - в июне Селиванова сменил Джефф Жевтун,
а Дима после нескольких недель ничегонеделанья собрал свой последний
проект - ПРОМЫШЛЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ - с которой в декабре 1988 г. выступил
на комаровском "Сырке" (неудачно) и записал альбом "Любовь и
технология", в котором до некоторой степени реализовал высказанную некогда
Лайдоном идею "анти-рок-н-ролла".
Суховатые, математически выверенные
конструкции ПА были далеки от традиций сибирского рока, да и от рока
вообще. Куда могла завести Диму эта неожиданно открывшаяся перед ним
тропинка - нам, к сожалению, уже никогда не узнать.
(В очерке использованы фрагменты интервью с Селивановым,
взятого после Н-ского Рок-фестиваля Р.Неумоевым,
которое готовится к печати журналом "Урлайт", #7-89, а
также материалы "энциклопедии" "Рок-сиб" В.Мурзина,
опубликованной в журнале "Тусовка" #8-88).
|